Перейти к содержимому

Особенности национального исполнения судебных решений. Деятельность судебных исполнителей

Особенности национального исполнения судебных решений.   Организация исполнения судебных решений  деятельность судебных исполнителей  порядок исполнения судебных решений  Эффективность работы судебных исполнителей Организация исполнения судебных решений в Украине оставляет желать лучшего. Между тем во время экономического кризиса повысилась важность быстроты исполнения. Но госисполнители все так же загружены множеством дел, продолжается текучка кадров, что не способствует оперативному реагированию на ситуацию. В чем же причины неэффективности отечественной исполнительной службы и как ее реформировать - разбиралась,Юридическая фирма "Контакт".

Лет десять назад вся деятельность судебных исполнителей по исполнению решений контролировалась судьями. Они утверждали составленные исполнителем документы по исполнительному производству, а некоторые вопросы, связанные с исполнением, решали непосредственно. В последующем была проведена реформа исполнительного производства, и на базе судебных исполнителей создали Государственную исполнительную службу (далее - ГИС) в структуре Минюста. "Я считаю, хоть исполнительная служба и связана с судебной властью (выполняет решения судов), она не должна входить в структуру судебной власти. Судьям отведена процессуальная функция. Реформировать отечественную исполнительную службу, конечно, нужно. Однако нет смысла ее реформировать путем возвращения в подчинение судебных органов.

Причины неэффективности

Условия и порядок исполнения судебных решений определяет Закон "Об исполнительном производстве". Много говорят о том, что ГИС не может работать надлежащим образом. Одна из основных причин этого - чрезмерная загруженность государственных исполнителей. На исполнении у каждого из них находится по несколько сотен производств, а на проведение исполнительных действий по одному производству иногда может уходить целый день. При этом, помимо проведения самих действий, госисполнителю нужно еще и представлять интересы исполнительной службы в судах, отвечать на жалобы и т. п.

К причинам неэффективности Александр Ушаков также относит отсутствие надлежащего взаимодействия между ГИС и органами внутренних дел, налоговой службой. Кроме того, отдельные законы препятствуют исполнению судебных решений. Например, Закон "О введении моратория на принудительную реализацию имущества", Закон "О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса".

Реформировать обдуманно

Последнее время активно обсуждается возможность передачи Государственной исполнительной службе функций по реализации арестованного имущества. На сегодняшний день в функции ГИС входит лишь опись (арест) имущества, изъятие его у должника и передача его на реализацию. Реализацией арестованного и конфискованного по решению судов имущества занимаются специализированные организации, которые выиграли тендер, проводимый Минюстом, на право реализации такого имущества.

ГИС пока не готова принять на себя функции реализации арестованного имущества и конфиската

Г-н Ушаков данную инициативу не поддерживает: "Реализация арестованного имущества не может относиться к компетенции исполнительной службы. Для этого есть соответствующие организации, которые имеют специалистов и предметом деятельности которых является именно реализация такого имущества". Действительно, исполнительные службы на сегодняшний день достаточно перегружены. Если к обязанностям госисполнителей добавить еще и непосредственно реализацию имущества, это может негативно повлиять на исполнение судебных решений. К тому же госисполнители не имеют необходимого опыта и знаний для осуществления реализации имущества. "Кроме того, передача госисполнителям функций по реализации арестованного имущества будет только способствовать развитию коррупции в исполнительной службе", - считает эксперт.

Что касается неоднозначного Закона о моратории на принудительную реализацию госимущества, то Александр Ушаков уверяет, что мораторий полностью отменять нельзя, поскольку это будет способствовать развитию рейдерства и захвату объектов недвижимости государственных предприятий и учреждений. "Необходимо оставить мораторий на принудительную реализацию имущества предприятий и учреждений, которые полностью принадлежат государству, а также доля государства в которых составляет более 50 %. При этом ввести субсидиарную ответственность государства".



Частные исполнители пока только в проекте

Минюстом был разработан законопроект "О присяжных исполнителях", который еще не подавался на рассмотрение ВР. Данным проектом планируется ввести институт частных исполнительных служб, которые будут альтернативой государственной исполнительной службе.

Работа частных исполнителей будет оплачиваться взыскателями заранее, с последующим возложением расходов на должника

"Принятие такого Закона поддерживаю, поскольку это даст взыскателям возможность выбора: обращаться к частным исполнителям или в государственную исполнительную службу", - считает г-н Ушаков. Частная исполнительная служба, вероятно, будет намного быстрее и эффективнее исполнять судебные решения ввиду заинтересованности в исполнении решения. Ведь работа частных исполнителей будет оплачиваться взыскателями заранее (с последующим возложением расходов на должника), и от количества будет зависеть заработок частных исполнителей. Кроме того, создание частной исполнительной службы позволит разгрузить ГИС. Однако есть мнения, что после создания таких служб активизируются рейдеры.



С целью повышения авторитета исполнительной службы Александр Ушаков предлагает создать исполнительную милицию, у которой будут расширенные полномочия (право на ношение оружия, право на возбуждение уголовных дел в случае злостного уклонения от исполнения решения и т. п.). В результате таких нововведений отношение должников как к исполнению судебных решений, так и к самой исполнительной службе поменяется.

Эффективность работы судебных исполнителей зависит не от того, в какую структуру власти они входят, а от качества законодательства, не позволяющего игнорировать судебные решения, и авторитета самой исполнительной службы в обществе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.